Суть
нацистской идеологии состоит в
разделении человечества на ХОРОШИХ
и ПЛОХИХ – агнцев и козлищ, первых
из которых надо холить и лелеять,
последние же подлежат устранению.
Гитлер, основываясь на национально-расовом
признаке, выделял группы населения
и выстраивал их иерархически –
наивысший уровень, арийцы,
представляли расу господ, которым
предстояло править миром, ниже шли
народы, суть участи которых
состояла в обслуживании арийцев,
низшие же, в соответствии с его
планами, подлежали тотальному
уничтожению.
Все,
в принципе, понятно – мы всегда
хорошие, стоим на вершине иерархии,
ОНИ – всегда плохие. На роль ИХ
выбирайте по вкусу – черные, белые,
красные, зеленые… В случае с
Гитлером меньше всего повезло
евреям и коммунистам (между первыми
и последними великий фюрер вообще
не видел разницы).
Однако,
если взглянуть на это критически,
станет очевидно, что эта простота –
ловушка для боязливого до сложных
сентенций обывателя. Вооружившись
критическим настроем и здравым
смыслом, мы пойдем немножко дальше
– совсем немного, достаточно лишь
продолжить рассуждение, не меняя
логики. Вот что мы в результате
получим…
Если
мы предполагаем, что стоим во главе,
на вершине социальной пирамиды (в
основании которой стоят худшие люди,
уровнем выше – чуть лучше нижних,
еще выше – еще лучше, и т.д. вплоть до
вершины, где стоим мы), получается
сложная иерархическая социальная
структура. Следуя же теории сложных
систем – в ней сложной называется
структура, в которой для каждого
элемента можно найти элемент более
высокого и более низкого уровня
организации – мы, в конечном итоге,
будем вынуждены задаться вопросом:
ограничивается ли пирамида уровнем,
на котором стоим мы? Принимая во
внимание эволюционный фактор, мы
ответим отрицательно (в противном
случае закон неубывания энтропии
ставит нас в очень неудобное
положение – в самый низ построенной
нами же пирамиды). Другими словами,
предполагая уровневое деление
человечества, мы неизбежно приходим
к обоснованию собственного
несовершенства и подчинения.
Продолжаем
мысль: если мы берем на себя труд по
устранению низших слоев общества,
начиная с наинизшего и двигаясь
вверх по пирамиде, рано или поздно
обнаружим самих себя в основании
новой пирамиды, на вершине которой
будет стоять НЕЧТО, в существовании
которого мы выше уже убедились.
Следующим вполне логичным в этом
ключе шагом будет наше
САМОУСТРАНЕНИЕ.
В
результате получаем демонстрацию
принципов эволюционной теории во
всей красе – чистой воды
самоубийственная идеология. В этом
плане, нацизм оставляет впечатление
неприкрытого мазохизма, чем внушает
вполне обоснованное отвращение.
Вряд ли, конечно, рядовым нацистам
приходит в голову основательно и
критически проследить логику
собственной идеологии, но среди
людей образованных, думаю, таких
найти все-таки можно. Увы, я не знаю
ни одного образованного нациста…
Полученные
выводы, не смотря на их
умозрительность, имеют серьезное
значение, поскольку проистекают они
из одной единственной предпосылки
– тезиса о социальном неравенстве,
основополагающего принципа
нацистской идеологии. Таким образом,
мы приходим к принципиальной
несостоятельности данного
положения.
Вообще,
говоря о нацизме, необходимо
прояснить понятие национальности.
Национальная общность может
выделяться по наследственно-генетическим
или социально-культурным признакам.
В первом случае представители
национальной группы объединяются
на основе наследственной, кровной
связи. Во втором же к каждому
представителю социума
предъявляются определенные
требования, связанные с ценностными
и поведенческими императивами.
Как
известно, на уровне генов
передается самая низкоуровневая
информация о строении организма –
информация о строении белков.
Разумеется, такая информация никак
не связана с социальной сущностью
человека: психологические,
нравственные и поведенческие
императивы на таком уровне
передаваться не могут в принципе.
Генетическая информация имеет
смысл только на биологическом
уровне, на котором принципиальных
различий между национальностями
нет, поскольку речь идет об одном
биологическом виде - Homo Sapiens.
Фенотипические же отличия
национальных групп непринципиальны
и поверхностны, поскольку в
большинстве своем являются
продуктами приспособленчества к
конкретным природным условиям, не
более. Для общества технологически
развитого приспособленческая
деятельность теряет всякий смысл,
результаты ее – не более чем
анахронизмы.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
термин «национальность» в его
наследственно-генетической
ипостаси имеет смысл разве что, в
исторической ретроспективе, когда
он выполняет сугубо научно-познавательную
функцию. Изначальный смысл данного
понятия утрачен безвозвратно,
поскольку является элементом
устаревшей мировоззренческой
парадигмы.
Теперь
рассмотрим социально-поведенческий
аспект термина «национальность»: в
данном случае человек должен
следовать определенному набору
духовных и
поведенческих установок. На этом
акцентируют внимание многие
проповедники националистического
миропонимания: Ф. М. Достоевский («Русский
без православия – дрянь, а не
человек»), Х. С. Чемберлен («Тот, кто
ведет себя как тевтон, является
тевтоном независимо от своего
расового происхождения») и другие.
Однако
в таком случае мы вынуждены будем
признать, что целый ряд социальных
проблем, которым часто приписывают
национальную природу, с
национальностью ничего общего
вообще не имеют. Преступление,
бесчестие, злодеяние порицаются
всеми без исключения традиционными
культурами. В этом контексте у
преступника, у бесчестного человека
вообще не может быть национальности.
Но происходит опасное смещение
акцентов: вместо того, чтобы ловить
преступников, мы ищем в преступном
деянии национальные мотивы,
разжигая тем самым этническую рознь,
из-за чего неизбежно СТРАДАЮТ
НЕВИНОВНЫЕ.
Говоря
о различных аспектах национальной
идентификации, нельзя не вспомнить
личность, наиболее значительно
повлиявшую на ход мировой истории –
Иисуса Христа. Идеологи нацизма в
своей пространной риторике не
обошли его стороной. Разумеется, главный вопрос, на
который они при этом пытаются
ответить: кем был Христос по
национальности? Эрнст Бергман видел
в нем нордического мученика, Х.
Чемберлен – тевтона. Однако, с чисто
географической точки зрения,
Христос мог быть только евреем. Им
он и был, по крайней мере, по
материнской линии. Но применимы ли
наследственно-генетические
критерии национальности к Сыну
Божьему? Какова наследственность
Бога, кто Он по национальности?
Вопросы, разумеется, дурацкие. С
социально-поведенческой точки
зрения у Христа также не может быть
национальности, поскольку его
деяния являются примером поведения
не следующего социальным нормам, а эти самые нормы формирующего.
Разумеется, в этом случае говорить о
национальной природе его поступков,
его ценностей и морали просто глупо.
Его добродетель ничего общего с
национальным мировоззрением не
имела, скорее наоборот – ему
противостояла, формируя
НАДнациональные, общечеловеческие
идеалы нравственности и духовной
чистоты. Именно с этим и связана
огромная роль Христа в мировой
истории.
Напоследок
добавлю, что и наследственно-генетические,
и социально-культурные признаки
национальной идентификации играют
в социальной роли человека тем
меньшее значение, чем дальше
уровень общественного (а значит, и
личностного) сознания от родовой, по
сути – первобытнообщинной, системы.
Причиной тому – закономерная при
настоящем уровне развития
коммуникационных технологий
интеграция и взаимопроникновение
как культурных, так и генетических
фондов в масштабах планеты.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
термин НАЦИОНАЛЬНОСТЬ утратил
первоначальный смысл, или, по
крайней мере, тот смысл, который в
него вкладывают нацисты.
Национальный критерий теряет
значение в определении социальной
роли человека. Стоит ли говорить об
адекватности нацистского
мировоззрения, если основная
категория их философии настолько
противоречива? Националистический
взгляд на мир изначально порочен и
саморазрушителен, так как неверно
отражает расстановку сил и основные
приоритеты и закономерности
развития общества.
|